Аренда спецтехники

















История создания экскаватора

Экскаваторы в том или ином виде используется человеком не одну сотню лет. К примеру, механизмы, которые можно считать прообразами современных экскаваторов, применялись еще в Римской Империи и в Древнем Египте в при углублении каналов и русел рек. 

История землеройной техники могла начаться в начале 15 века, а точнее в 1420 году, когда впервые в истории в прессе (венецианское издание «Кодекс Джованни Фонтана») появилось упоминание о ковшедолбежной землечерпалке, предназначенной для расширения морских гаваней и углубления дна водоканалов. Однако официально изобретателем землеройной машины считается Леонардо да Винчи, который не только разработал схему экскаватора-драглайна, но и успешно использовал землечерпалку собственной конструкции, когда руководил прокладыванием каналов в миланской долине. В его записных книжках представлено несколько зарисовок землечерпалок с ковшом, а также сооружений, конструкция которых очень напоминает современный экскаватор.

Первая плавучая землечерпалка была сконструирована и построена в 1597 году венецианским механиком Буанаюто Лорини для очистки местных каналов. Свой проект землеройной машины с двумя ковшами в 1718 году представили Французской Академии наук механики Белидор и де ла Бальм. Предложенный ими механизм успешно работал в портах Бреста и Тулона. 

Первый четырехколесный грейдер-элеватор был спроектирован в 1795 году известным американским изобретателем Тобертом Фултоном, который первым создал практически пригодный к использованию паровой пароход. Испытать его машину удалось только спустя 70 лет, во время строительства дорог в Америке. 

Впервые ковшовая драга, укомплектованная приводом от паровой машины, все-таки была использована намного раньше - в 1796 году, в английском Сандерленде. Ковши этого землеройного устройства доставали за один рабочий ход около полутора тонн грунта со дна гавани, что превышало производительность обычной драги примерно в четыре раза.

Совершенствование экскаватора в 20-м веке

Усовершенствование конструкции экскаваторов получило новый виток в начале 20-го века, когда семимильными шагами начала развиваться электроэнергетическая отрасль. Уже в 1905 году немецкая фирма «Оренштейн&Коппель» выпустила первый полноповоротный паровой экскаватор с поворачивающейся кабиной. Ковш этой машины вмещал около четырех кубометров земли. 

Первые электрические землеройные устройства появились в 1910 году. В это же время американской компанией «Бюсайрус» был презентован поворотный экскаватор на гусеничном ходу. Спустя два года подобные машины стали комплектовать двигателями внутреннего сгорания. Первые гусеничные экскаваторы мало походили на современную спецтехнику. Они наполовину состояли из деревянных деталей, при этом из древесины изготавливали как стрелу, так и гусеницы (траки). 

Вторая половина 20-го века – это период масштабного строительства каналов и железнодорожных дорого по всему миру. Перемещение столь большого количества земли невозможно было осуществить одним лишь ручным трудом землекопов, поэтому развитие разнообразных землеройных машин стало жизненной необходимостью. Увеличивались мощность и мобильность экскаваторов, расширялась номенклатура их рабочего оборудования и сфера применения. Со временем землеройные машины стали полноприводными.

В России производство одноковшовых экскаваторов было налажено в 1901 году на Путиловском заводе (сегодня это Тверской элеваторный завод). Машины такого типа использовались достаточно активно и изготавливались до 30-х годов прошлого века. В 50-х годах уже появились гигантские экскаваторы с объемом ковшей до 30 кубометров.

Начиная со второй половины XX века, традиционные типы землеройных машин совершенствовались за счет внедрения нового оборудования (в частности, гидропривода) и инновационных машиностроительных технологий. Современные экскаваторы могут передвигаться на колесах или гусеницах, «шагать» на специальных опорах или плавать. Они являются незаменимой спецтехникой на строительных площадках, в карьерах и котлованах.


Назад к списку